- Напряженные системы
- - сложные образования, обладающие относительно большой внутренней энергией. Можно выделять напряженные системы: естественные и искусственные, природные и общественные, ситуационные и положения. В зависимости от конкретных исторических условий напряженная система может иметь повышенную либо пониженную способность к сохранению своего состояния.
С точки зрения проблем цивилизации, можно отметить, что по мере роста населения планеты человечество становится все более напряженной системой, например:
- в случае каких-либо космических, планетарных либо антропогенных катаклизмов, способных привести к ухудшению климата либо снижению плодородия почв и морей, решить задачу перераспределения ресурсов будет чрезвычайно трудно (так как отсутствует пространство для маневра, например, переместить или защитить 20-200 миллионов человек и 1-5 миллиардов человек - далеко не одно и то же);
- огромное количество ресурсов, удерживающих цивилизацию в состоянии равновесия является практически невозобновляемым и расходуемым (энергоносители, минеральные удобрения, гумус почвы и т.п.);
- в мире существует много разных сил как "положительного" (конструктивного), так и "отрицательного" (деструктивного) толка - результаты действия которых трудно предсказать и которые даже при "относительном" снижении своего присутствия в обществе способны набирать "абсолютную массу", аналогичную "критической" в атомной энергетике (мощность отдельных людей и организаций становится соизмеримой с мощностью всего человечества), т.е. возможен пресловутый переход "количества в качество".
Ассоциативный блок.
Количество действительно переходит в качество, но об этом нам не хочется думать.
Народ - доверчивая и обманываемая различными общественными институтами часть общества. По [10] народ:
1) все население какой-либо страны;
2) наиболее значимая для развития общества часть, главным образом трудящиеся массы;
3) различные формы исторической общности людей: племя, народность, нация .
В связи с неоднозначностью толкования термина народ всегда возникают "щекотливые" вопросы при его применении в правовых документах: конституциях, декларациях и т.п. Как показывает история подобная "небрежность" законодателей (как общественных институтов, так и конкретных политиков), в перспективе, иногда оканчиваются вооруженными конфликтами. Для устранения неприятных (?) последствий термин желательно доопределять, например: народ Чувашии - все население республики, независимо от национальности; Чувашский народ - часть населения республики (народом признается только чувашский этнос), России (считается, что народ разобщен и разбросан по территории России) или планеты (применительно к рассмотрению глобальных проблем этноса) чувашской национальности.
В большинстве стран мира (пожалуй, лишь за исключением Америки) понятие народ связано с национальным самосознанием. Американский народ по своему происхождению "приезжий" и у каждого жителя Америки есть еще и "основная" Родина, откуда пришли его предки. В связи с этим можно полагать, что американцы являются обладателями нового для народов планеты менталитета, насчитывающего всего 100-200 лет, а возможно, и меньше (возникшего после некоторого переходного процесса).
Следует отметить, что понятие народ, аналогично понятию "человечество", имеет, как минимум, два "измерения": пространственное (например, население страны в настоящее время) и временное (население страны "во времени", т.е. в прошлом, настоящем и будущем). В связи с этим всегда существует вопрос "об ответственности" той части народа, "которая в настоящее время проживает на данной территории" перед предками которые "прав не имеют" и потомками, которые также "не имеют прав".
По [7] народ - часть общества, противоположная элите. По Ю.Бохеньскому “существует заблуждение, в соответствии с которым считается, что народ особенно мудр, добродетелен и культурен, а его представители - люди более знающие, чем ученые, более благородные, чем элита, более культурные, чем художники и поэты.... Как правило все это далеко не так: народ в противоположность элите является совокупностью людей ограниченных, не отличающихся благородством, невежественных”.
Согласиться с Бохеньским трудно, так как в его утверждениях не отмечен механизм создания обществом (народом) ценностей, а без учета этого механизма утверждение представляется просто не соответствующим действительности. В обществе элита, состоящая зачастую из людей ничтожных, создает ценности для судей (народа), ориентируясь на его интеллектуальный, культурный и нравственный уровень. Ложь, клевету, подлость не приемлют, как правило, именно простые люди (матери). Создавать ценности помогает талант - гипертрофированное качество. Эту мысль поддерживает и сам Бохеньский в толкованиях слов "художник", "литератор", "интеллектуал", "гуру" - но, то ли в силу мозаичности мышления", то ли в силу "анганжированности работы", не использует ее в других расшифровках слов.
Добавка 2004 года: Народ - женщины и дети, старики и старухи, те, кто жили до нас, и те, кто будет жить после.
Ассоциативный блок.
Находятся ли все вышеприведенные рассуждения в соответствии с "философией, теорией и практикой права и технологией работы СМИ", которые гласят, что "мертвые, не родившиеся и не получившие слова в эфире, никаких прав не имеют", а также, что "прав всегда тот "кто прав" и тот "кто сказал" не последнее слово, а слово последним"?
Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП "Лаборатория проблем цивилизации". В. П. Галкин. 1998.